С анонсом Метавселенной Meta, ранее известная как Facebook, возвестила о следующем, неопределенном этапе развития интернета. В дополнение к Meta, Microsoft также хочет добиться успеха в Метавселенной. Два других крупных игрока, Apple и Google, пока не очень активны в этом новом тренде.
Google был первым с AR и VR
Google с самого начала пытался объединить цифровой и аналоговый миры: с появлением в 2013 году «очков данных» Google Glass группа стала одной из первых крупных компаний, выпустивших такой продукт на рынок. Google Glass использовали призму для доставки информации, такой как уведомления и навигационные данные, непосредственно в очки, и поэтому их можно считать пионером в этой области для передачи данных. Однако при цене $1 500 очки были очень дорогими и доступны только ограниченному числу тестировщиков. Google Glass также потерпели неудачу, среди прочего, из-за встроенной камеры, которую можно было использовать для записи видео, что вызвало проблемы с конфиденциальностью.
Опасения по поводу камеры никуда не делись, но теперь каждый имеет в своем смартфоне камеру с высоким разрешением. Google пока не озвучивала никаких конкретных планов относительно новой версии для широкой публики, но предлагает продукт для компаний — например, для логистики — с 2019 года.
Google также сыграла раннюю роль в секторе VR: изначально с Cardboard у группы было экономичное решение, готовое для входа в виртуальный мир. Гаджет представлял собой не что иное, как небольшой картонный футляр, в который нужно было вставить смартфон. В то время низкотехнологичное решение было доступно примерно за $15.
В качестве следующего важного шага в мир виртуальной реальности Google анонсировала свою платформу виртуальной реальности Daydream в 2016 году вместе с первыми смартфонами Pixel. Как и в случае с Carboard, смартфон использовался в качестве экрана и центрального процессора для гарнитур Daydream. В то время Google заявила, что видит большой потенциал в виртуальной реальности для смартфонов. Преимущество такого подхода: вы всегда носите с собой смартфон, а вместе с гарнитурой он обеспечивает «иммерсивный опыт на ходу». Однако со временем компания обнаружила некоторые существенные ограничения, которые не позволили виртуальной реальности для смартфонов стать долгосрочным решением, и в конечном итоге отказались от своей платформы в 2019 году.
В то время как тема виртуальной реальности больше не играла в Google актуальной роли с момента закрытия Daydream, с AR все выглядит совершенно иначе: хотя компания отказалась от Google Glass, Google все еще занимается разработкой функций дополненной реальности для смартфонов. Сначала Google выпустила смартфоны Project Tango со специальными датчиками, но этот проект был свёрнут относительно быстро. Однако опыт, полученный с Tango, не пропал даром: решение было включено в интерфейс Google AR Core, который был анонсирован в 2017 году и с тех пор постоянно развивается. AR-Core можно понимать как своего рода Android-версию AR-Kit от Apple. Помимо обычных датчиков смартфона, никакого дополнительного оборудования не требуется, и его можно использовать даже в браузере.
Искусственный интеллект
AR-Core играет важную роль и должен снова выйти из тени в будущем, если только Google не переименует его или не включит в новый проект.
Глава Google Сундар Пичаи также выступает за дальнейшее развитие AR. Совсем недавно, в октябре 2021 года, он сказал, что компания «думает об AR» и считает эту технологию «важной областью инвестиций». Еще одним краеугольным камнем, который также важен для AR, является сила Google в области искусственного интеллекта. Поскольку продвинутый AR должен понимать окружающую среду, понимание изображений и текста с помощью ИИ имеет для этого основополагающее значение. Пока в полной мере возможности искусственного интеллекта реализуются в сфере промышленной автоматизации и робототехники, но до широкого применения ещё надо приложить немало усилий. С MUM, сокращенно от «Многозадачная унифицированная модель», Google представила в мае 2021 года мультимодальную обучаемую нейронную сеть, которая способна объединять знания об изображениях и текстах. Эта модель ИИ, вероятно, станет важным компонентом будущего дополненной реальности Google.
По словам Пичаи, так называемые окружающие вычисления особенно важны для долгосрочной разработки новых продуктов. Это означает интеллектуальные продукты, которые не выглядят как компьютеры, но отходят на второй план, например, интеллектуальные динамики, дисплеи и многое другое. Неотъемлемой частью этой системы является, например, Google Ассистент, выполняющий роль голосового интерфейса. Пичаи говорит, что аппаратное обеспечение дополненной реальности также играет роль в фоновых вычислениях: «Это лишь вопрос времени, когда появятся другие успешные форм-факторы, помимо смартфона, и дополненная реальность — захватывающая часть этого процесса».
Новое оборудование AR находится в разработке
Хотя Пичаи еще не говорил конкретно об аппаратных планах Google, вероятно, можно ожидать появления гарнитуры AR, как сообщал The Verge в январе 2022 года. Согласно отчету, Google работает над гарнитурой под кодовым названием Project Iris, которая будет выпущена в 2024 году. Подобно грядущим гарнитурам Meta и Apple, гарнитура оснащена обращенными наружу камерами, позволяющими смешивать цифровой контент с реальным миром. Таким образом, должен быть создан лучший опыт смешанной реальности, чем это было возможно ранее с очками AR от Snap и Magic Leap.
Дополненная реальность
Для разработки очков дополненной реальности Google, скорее всего, воспользуется ноу-хау канадского специалиста по очкам дополненной реальности North. Разработчик умных очков был приобретен Google в 2020 году. Кроме того, аппаратный отдел Google, возглавляемый Риком Остерло, частично занимается разработкой аппаратного обеспечения. Остерло также заявил в августе 2021 года, что мощные возможности искусственного интеллекта чипа Tensor, которые первоначально будут использоваться в Pixel 6, в будущем станут основой для «новаторской дополненной реальности», которая «также будет доступна в какой-то момент в будущем».
Google Пичаи, по-видимому, не слишком много думает о Метавселенной
Тем временем Google накопил большой опыт в области AR и VR, но в отличие от Meta, которая, по-видимому, больше фокусируется на виртуальной реальности, она сосредоточится на дополненной реальности. В последний раз это подтвердил Сундар Пичаи в ноябре 2021 года в интервью Bloomberg, в котором его, среди прочего, спросили о будущем вычислений и Метавселенной.
Говоря о будущем вычислительной техники, Пичаи сказал: «Компьютеры становятся все более захватывающими по мере того, как вы говорите, видите и взаимодействуете с людьми. Поэтому я всегда был в восторге от будущего иммерсивных вычислений, эмбиентных вычислений и дополненной реальности».
Это говорит о том, что Google в конечном итоге продолжит работу над такими проектами, как AR-Core и ИИ, чтобы в долгосрочной перспективе дать миру слой дополненной реальности, в который можно погрузиться в очках. Таким иммерсивным и изолированным от реальной среды путем, как Meta намеревалась со своими планами VR, Google не пойдет со своей идеей Метавселенной.
Google, как правило, следует примеру Apple, которая, по слухам, первой запускает гарнитуру смешанной реальности. Генеральный директор Apple Тим Кук всегда говорил о AR как о ключевой технологии, столь же важной, как и iPhone.
Комментарии