Бывший глава телекоммуникационного холдинга Vimpelcom Джо Лундер арестован в среду, 4 ноября, в Осло. Адвокат Лундера предполагает, что речь идет о расследовании коррупционных сделок Vimpelcom в Узбекистане. В норвежском агентстве по расследованию экономических преступлений подтвердили, что Джо Лундера, покинувшего должность главы компании Vimpelcom в марте 2015 года, арестовали по подозрению в коррупции. Холдинг Vimpelcom объединяет операторов связи в России, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Киргизии, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, ЦАР, Италии и Канаде.
Крупнейшими акционерами холдинга являются компании Altimo (управляет телекоммуникационными активами «Альфа групп» Михаила Фридмана, владеет 47,85% голосов Vimpelcom) и Telenor (42,95% голосов). Месяц назад Telenor объявила, что решила полностью продать принадлежащую ей 33-процентную долю акций компании-оператора Vimpelcom. Как сообщалось ранее, власти США и Нидерландов расследуют сделки Vimpelcom с компанией Takilant Ltd., которую связывают с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой.
В связи с расследованием компания в отчетности за третий квартал отразит резерв в размере 900 млн долларов на случай, если ей придется уплатить штраф для прекращения коррупционного расследования, касающегося ее работы в Узбекистане. Сумма базируется на «продолжающейся оценке хода расследования», однако точно определить, во сколько компании обойдется решение этой проблемы, пока невозможно, сообщила Vimpelcom в среду на этой неделе.
На прошлой неделе председатель совета директоров Telenor Свейн Аасер был отправлен в отставку из-за потери доверия к нему со стороны норвежских властей (государству принадлежит 54% компании): в Министерстве торговли и промышленности связывали это с получением новой информации о предполагаемых взятках Vimpelcom в Узбекистане. Детали стороны не комментировали.
Узбекское дело
Скандал начался с журналистского расследования, проведенного журналистской ассоциацией Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP). В октябре 2013 года стало известно, что в Узбекистане налоговики начали внеплановую проверку «дочки» Vimpelcom — Unitel. По данным Forbes, проверка началась сразу же после завершения проверки со стороны Государственной инспекции связи. Оператор не смог запустить в работу 460 новых базовых станций, построенных в течение года, поскольку не получил от ГИС разрешения на их эксплуатацию. В декабре стало известно, что проведенная проверка не выявила в работе Unitel нарушения законодательства.
Проблемы с налоговиками Узбекистана возникли еще у одного российского оператора «большой тройки» — МТС, а также у шведско-финской TeliaSonera. По версии следствия, российские сотовые операторы и их европейские партнеры платили десятки миллионов дочери президента Узбекистана за право вести бизнес в Узбекистане. Но платили не только они. Ее жертвами, как утверждается, стали Uzbekistan Airways, Coca-Cola, нефтеперерабатывающий завод и другие коммерческие структуры.
В 2012 году узбекская «дочка» МТС, крупнейший сотовый оператор республики «Уздунробита», получила налоговые претензии более чем на 900 млн долларов, лицензии оператора были отозваны, «Уздунробита» была вынуждена прекратить работу. Имущество обанкротившегося оператора было передано органам государственной власти. МТС пытается оспорить ситуацию в международных судах.
В январе 2014 года Telenor опубликовала анонимный отчет, поступивший в Министерство торговли, промышленности и рыболовства Норвегии, из которого следует, что Vimpelcom платил Гульнаре Каримовой с 2006 по 2012 год и перевел ей значительно больше средств, чем сообщалось ранее, — 219,5 млн долларов. В августе американские власти обратились к ряду европейских стран с запросом об аресте активов на сумму около 1 млрд долларов в связи с расследованием о коррупции при работе телекоммуникационных операторов в Узбекистане.
Получившая образование в США Гульнара Каримова примеряла на себя роли то поп-звезды, то модного дизайнера, то дипломата и успешной бизнес-леди, хотя похоже, что наиболее ярко она проявила себя как высокопоставленный коррупционер. По словам одного из ее бывших помощников, чтобы заполучить желаемое, она использовала вымогательство, обещая личное — дочери президента — покровительство в обмен на огромные суммы денег и долю в бизнесе. При этом платежные документы говорят о том, что, как настоящий рэкетир, она требовала мзду вновь и вновь — всякий раз, когда компаниям требовалась очередная лицензия.
OCCRP считает, что Каримова использовала схожую тактику в контактах с как минимум шестью телеком-компаниями, включая операторов оптоволоконных линий связи и провайдеров услуг Wi-Fi и WiMAX (WiMAX — высокоскоростная разновидность технологии Wi-Fi с более высокой зоной покрытия). Тем, кто соглашался на ее финансовые притязания, она помогала получить нужные лицензии, а тех, кто противился, безжалостно выдавливала из бизнеса, как это произошло с тремя фирмами из США.
Поражающие наглостью закулисные схемы Каримовой лишили народ Узбекистана тех денег, которые могли пойти на пенсии или здравоохранение, но вместо этого осели в банках, в офшорном хедж-фонде или были потрачены на элитную недвижимость в разных частях света — например, на замок во Франции и роскошный пентхаус в Гонконге, пишет газета. При этом все, что она, возможно, получила путем шантажа и взяток, не ограничивается суммой в миллиард долларов, так как большая часть связанной с ней коммерческой документации не обнародована.
Сами зарубежные операторы утверждают, что пребывали в полном неведении или стали невольными жертвами коварства Каримовой, но вопиющие методы, которые ей приписывают, практически исключают, что компании не понимали, что превратились в дойных коров для вымогателей. Напомним, пока в США и Европе собирали доказательства того, что Гульнара Каримова была причастна к получению взяток от TeliaSonera, сама подозреваемая оказалась под домашним арестом в Ташкенте. Летом прошлого года назад суд Ташкентской области приговорил ее близких партнеров — Рустама Мадумарова и Гаянэ Авакян — к 10 и девяти годам лишения свободы соответственно.
Комментарии