Сообщения о покупке контрольного пакета «Трансаэро» у Александра Плешакова акционером авиакомпании «Сибирь» Владиславом Филевым, появившиеся во вторник вечером, вчера спровоцировали жесткую реакцию правительства. Рано утром глава Минтранса Максим Соколов заявил об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября, это подтвердил и глава Росавиации Александр Нерадько, назвавший причиной «ухудшение финансового состояния компании». Чиновник подчеркнул, что сертификат восстановлению не подлежит.
Подогрел обстановку первый вице-премьер Игорь Шувалов, который днем заявил, что «есть вопросы об экономической обоснованности решений по тарифам» на билеты «Трансаэро», и добавил: «Может быть, кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит посмотреть на то, каким образом компания оказалась в таком состоянии». До сих пор, хотя с момента объявления о проблемах «Трансаэро» прошло уже почти два месяца, о вмешательстве силовиков речи не шло.
Договоренность господ Филева и Плешакова взорвала ситуацию с «Трансаэро», которую с начала месяца плавно вели к банкротству. Источники уверяют, что для чиновников и «Аэрофлота», управляющего авиакомпанией и вывозящего пассажиров, сделка стала полной неожиданностью. Это, по сути, подтвердил и Александр Нерадько.
Вместе с сертификатом эксплуатанта «Трансаэро» теряет один из самых ценных своих активов — допуски на международные маршруты, однако уже после объявления об этом совладелец «Сибири» Наталья Филева говорила, что сделка в силе. Как возможный новый акционер собирается решать проблемы «Трансаэро» со старыми и новыми долгами (например, перед развозящим ее пассажиров «Аэрофлотом»), до сих пор остается неизвестным, а отзыв сертификата эксплуатанта серьезно ухудшил ситуацию вокруг проблемного перевозчика.
Источники в банках-кредиторах считают «основным драйвером» сделки с «Сибирью» владельца банка МФК (кредитор «Трансаэро») Михаила Прохорова, который выступал против банкротства. Но, по словам собеседников «Ъ», пока документ о сделке не формализован, а окончательное решение должно быть одобрено «сверху». По словам одного из собеседников , небольшие кредиторы по-прежнему считают, что компанию нужно спасать, иначе в балансе банков возникнет дефицит (особенно с учетом того, что у ряда из них резерв по плохим активам не выше 20-30%), но крупные банки поддерживают банкротство. Другой источник в отрасли говорит, что сделка с участием «Сибири» могла бы обеспечить хотя бы банкротство «в контролируемом режиме», однако возникали риски отказа «Аэрофлота» и дальше решать проблемы пассажиров «Трансаэро».
Авиавласти уже начали делить бизнес проблемного перевозчика: Минтранс сообщил, что межведомственная комиссия до 30 октября 2016 года отдала «Аэрофлоту» 56 из 156 международных маршрутов «Трансаэро». В правоохранительных органах, по данным , также готовы заняться ситуацией. Московская межрегиональная прокуратура на транспорте уже проводила проверки по невылетам самолетов «Трансаэро», но недавно, по данным источников , к ней подключилась Генпрокуратура, что свидетельствует, что «дело не ограничится только невылетами». По словам собеседников , сотрудники МВД в проверках пока не участвуют, но, «видимо, это вопрос ближайшего времени». От комментариев в Генпрокуратуре и МВД отказались.
Аннулирование сертификата означает невозможность восстановления коммерческих полетов, говорит глава службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. В «Сибири» заявили, что не понимают, на каком основании назначения получил «Аэрофлот», потому что по закону права на них по-прежнему у «Трансаэро». Источник , близкий к акционерам «Сибири», уверен, что бизнес и сертификат эксплуатанта «Трансаэро» еще можно сохранить, а поведение «Аэрофлота» называет «рейдерским захватом». Уже сегодня владельцы «Сибири» намерены сменить руководство «Трансаэро», которую сейчас возглавляет представитель «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин, начать оценку ситуации в своем новом активе и, в частности, изучить акт об аннулировании сертификата эксплуатанта. Деньги на решение текущих проблем «Трансаэро» у новых собственников есть, уверяет собеседник , они планируют привлечь кредиторов к управлению компанией, а в дальнейшем объединить ее с «Сибирью» и также подконтрольным последней «Глобусом».
Комментарии