Основатель Atem Capital Антон Гопка собрал звездную команду ученых и привлек у инвесторов $100 млн. Он уверен, что американский рынок биотехнологий продолжит рост
На финансовый рынок России выпускник МГИМО Антон Гопка попал в середине стремительных и обнадеживающих 2000-х. Он устроился в немецкий инвестбанк Dresdner Kleinwort, где успел поработать над размещением акций «Роснефти», продажей доли страховой компании «Ресо-Гарантия» французской AXA и над неслучившимся объединением «Металлоинвеста» и «Норильского никеля». Кризис 2008 года кардинально изменил ситуацию на рынке и не сулил более высоких бонусов, в Dresdner Kleinwort появились слухи о продаже компании (чуть позже ее купил Commerzbank и бренд Dresdner Kleinwort канул в лету). Гопка начал искать запасной аэродром.
«В октябре 2008 года я встретил Антона Абугова, первого вице-президента АФК «Система», он пообещал, что скучно не будет», — вспоминает Гопка. Заняться, действительно, было чем — «Система» продала «Систему Галс» банку ВТБ, купила 49% «Русснефти» у Михаила Гуцериева 38, а самой сложной сделкой в своей карьере он называет обмен компании «Скай Линк» на долю в МГТС и последующую продажу «Системой» блокпакета «Связьинвеста» «Ростелекому». В день закрытия сделки уходящий с поста гендиректора «Связьинвеста» Евгений Юрченко застопорил сделку по передаче акций «Скай Линка». Многоходовая и тщательно расписанная схема сделки начала разваливаться. «Каждая сторона, а их было более десяти, отказывалась выполнять действия без дополнительных разъяснений или указаний «сверху», — вспоминает Гопка. Но в итоге сделка успешно завершилась, а руководство «Системы» выразило благодарность записью в трудовой книжке, как привет из советского прошлого. Но все-таки он покинул компанию Владимира Евтушенкова 35.
В марте 2012 года «Роснано» создала «РоснаноМедИнвест» (РМИ) и фонд объемом $760 млн для инвестиций в медицинские технологии и препараты, чтобы затем производить их в России. Соинвестором фонда стала одна из лучших компаний в отрасли биотехнологий США Domain Associates. Управление фондом было доверено компании «Тим Драйв» бывшего президента «Системы» Леонида Меламеда. Он пригласил Гопку на должность управляющего партнера РМИ. «Меня привлекло построение международного и рыночного бизнеса», — рассказывает Гопка. До этого в «Системе» он успел потренироваться с медицинскими проектами биотехнологической компании «Биннофарм». «Общение с международными инвесторами по этой компании показало, что у фармкомпании должен быть исключительный портфель препаратов, именно он создает ее стоимость — иначе это не фармацевтика, а логистика», — объясняет Гопка.
Под его управлением «РоснаноМед-Инвест» начал стремительно наращивать портфель инвестиций. За два года фонд купил доли в 11 компаниях, три из них позже разместили акции на NASDAQ. По оценке Гопки, наиболее успешно разместилась компания Neothetics, разрабатывающая инъекции для сокращения жировой прослойки на животе. Капитализация на 50% превысила оценку компании при покупке фондом, но сейчас ее акции торгуются в два раза ниже, чем при размещении. Фонд «Роснано — Domain» инвестировал в проекты под управлением лидеров отрасли. Совместно с Pfizer и Roche фонд вложился в новые диагностические тесты компании Epic Sciences, улучшающие мониторинг лечения онкологических заболеваний. Совет директоров этой фирмы возглавляет Грегори Люсье, один из самых высокооплачиваемых менеджеров мира по версии Forbes, он руководил компанией Life Technologies, проданной за $13,6 млрд в феврале 2014 года. Любопытный проект фонда — компания Miramar Labs, которая разрабатывает средство по борьбе с повышенным потоотделением.
В июле 2014 года пути Гопки с «Тим Драйв» разошлись, как он объясняет, компания тянула с созданием нового фонда с привлечением частного капитала. Гопка решил создать свой Health Square Fund под управлением компании Atem Capital, рассчитанный на инвестиции в американские фармацевтические компании. Название Atem он взял от немецкого «дыхание». «Сегодня вряд ли можно найти другую отрасль, где с нуля создаются одна за другой многомиллиардные компании на базе новейших разработок», — говорит Гопка. Рынок биотехнологий продолжает расти. По данным FierceBiotech.com, в 2014 году в мире было проведено 79 IPO объемом более $6 млрд, что вдвое больше, чем в 2013 году, а расходы на рецептурные лекарства в США выросли на 13%. «Для меня этот бизнес не про финансы, а про конкретные отрасли и уникальных людей», — рассказывает Гопка. В совет директоров ему уже удалось привлечь звезд фармацевтики.
Среди них Жан-Пьер Соммадосси, который разрабатывает препарат против гепатита С (РМИ инвестировал в его проекты). Соммадосси — основатель компании Idenix, купленной Merck за $3,9 млрд в июне 2014 года с рекордной премией к рынку за всю историю биотехнологических компаний (240%). Помимо него в совет фонда вошел Джим Мервис, бывший председатель совета директоров компании Intercept, стоимость которой в 2014 году за один день выросла в четыре раза (до $8 млрд) после объявления об успехе клинических исследований. Кроме них в фонд пригласили самого цитируемого ученого в сфере биотехнологий Роберта Лангера, а также Брюса Бурлингтона, 17 лет проработавшего в управлении по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США, которое решает, выйдет ли препарат на рынок или нет.
Половину средств фонд планирует инвестировать на поздних фазах разработки, когда уже очевидно, что лекарство работает, и остаются финансовые и регуляторные риски. Еще 30% фонд вкладывает в уже одобренные медицинские препараты и устройства и диагностику и только 20% — в ранние разработки. Тем не менее риски инвестиций в биотехнологии высоки, предупреждает Гопка, из тысяч разрабатываемых препаратов на рынок попадают единицы. «Мы стараемся инвестировать с крупнейшими американскими фондами. В 2/3 крупных сделок M&A в области биотехнологий участвуют всего 20 инвестфондов. Мы имеем детальную информацию по абсолютному большинству их активов, знаем лично руководство компаний и их инвесторов». Фонд присмотел 20 компаний для инвестиций, например Naurex (эффективное средство от депрессии), Colucid (лекарство от мигрени без побочных эффектов для сердечно-сосудистой системы). Также компания вкладывает в разработку антивирусных препаратов.
На один проект приходится $2–20 млн. Планируемая доходность — более 20% годовых. Российские и китайские инвесторы уже пообещали фонду более $100 млн. Вдобавок Гопка планирует привлечь в фонд российские фармацевтические компании. У некоторых компаний, например у «Фармстандарта» миллиардера Виктора Харитонина 101, есть собственные аналогичные фонды. «Это позволит компаниям не только заработать на инвестициях, но и получить выгодные условия по производству и продаже препаратов в России», — объясняет Гопка. Порог входа для инвесторов — $1 млн, комиссия за управление — 2% от проинвестированных средств, 20% — вознаграждение за успех.
Комментарии