Во вторник после избрания Скупщиной (парламентом страны) спикера Андрии Мандича и утверждения правительства во главе с премьером Милойко Спайичем она прибыла в Черногорию.
Глава ЕК начала свой визит со встречи с президентом республики Яковом Милатовичем. В ходе их совместной пресс-конференции после разговора за закрытыми дверями журналисты спросили фон дер Ляйен, может ли Черногория стать членом ЕС до 2030 года.
«Нет необходимости ждать, Черногория — лидер (евроинтеграции — ред.) Ей осталось преодолеть последнюю милю. Нужна политическая воля, которую мы видим. Если вы выполните условия, мы не будем привязываться к дате. Призываю Черногорию пройти эту милю как можно скорее, и двери будут открыты», — заявила она и отметила, что одним из основных условий Брюсселя для Подгорицы является реформа правосудия, в рамках которой необходимо, в частности, избрать новый состав Конституционного суда.
Прозападные Демократическая партия социалистов (ДПС) экс-президента Мило Джукановича и «Социал-демократы» (СД) ранее назвали избранный кабмин «античерногорским, антиевропейским и пророссийским». При этом новый глава правительства, лидер движения «Европа сейчас!» придерживается еврореформистских взглядов, ранее активно поддерживал Украину и санкции Запада против России.
В составе кабмина премьера Спайича пять вице-премьеров и 17 министров. Экс-спикер парламента Алекса Бечич стал вице-премьером по вопросам безопасности, внутренней и внешней политики и европейским делам, вице-премьером по политической системе и борьбе с коррупцией утвержден Момо Копривица, главой МИД — Филип Иванович, главой минфина — Новица Вукович, министерство экономической политики и развития возглавил представитель албанцев Ник Джелошай, большинство министров неизвестны за пределами Черногории.
Вечером в понедельник 49 депутатов из 81 избрали одного из лидеров бывшего оппозиционного Демократического фронта Андрию Мандича председателем заксобрания.
Обсуждение кандидатуры Мандича проходило два дня, главными упреками оппонентов в его адрес была близость с властями Сербии и высказанные ранее пророссийские взгляды, а также сопротивление вступлению Черногории в НАТО в 2017 году.
Комментарии