В августе Россия добровольно уберет с мирового рынка 500 тыс баррелей нефти. По словам вице-премьера Александра Новака, таким образом, дополнительное сокращение российского экспорта в рамках договоров Москвы с партнерами из ОПЕК+ превысит миллион «бочек»» в сутки. Еще более чем на 1 млн баррелей урезают свое производство Саудовская Аравия и другие участники альянса. Пока усилия организации позволяют сохранить стоимость сырья на уровне $75-77. Впрочем, существует риски дальнейшего обвала котировок нефти чуть ли не вдвое к нынешним отметкам.
Полмиллиона баррелей — это примерно суточный объем российских поставок «черного золота» на мировой рынок. Еще в начале этого года Москва решила добровольно сократить ежедневную нефтедобычу на 500 тыс баррелей. Тогда такое решение рассматривалось как краткосрочное: Новак объяснял, что этот вердикт «будет способствовать восстановлению рыночных отношений». Поставленные цели, которых намерена добиться Москва за счет ограничения производства, вполне очевидны. Энергетические чиновники пытаются таким образом удержать стоимость углеводородов хотя бы на нынешнем уровне, чтобы не допустить продолжения падения сырьевых экспортных поступлений в казну. С января по май 2023 года доходы нашего бюджета от нефтегазовой отрасли упали до 2,8 трлн рублей, что на 50% меньше прошлогодних результатов.
Проблема в том, что даже на фоне существенного увеличения экспорта углеводородов из нашей страны в Индию и Китай (плюс первые поставки пошли в Пакистан, а затем наше сырье обещает закупать Бангладеш), наблюдается переизбыток отечественных сырьевых ресурсов. По крайней мере, западные аналитики утверждают, что отказ Европы от энергетического сотрудничества с Россией привел к профициту отечественных добывающих мощностей. Поскольку крупных сырьевых хранилищ у нашей страны нет, приходится постепенно закручивать топливные вентили.
Партнеры нашей страны по альянсу ОПЕК+, — Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Алжир, Ирак, Казахстан, Габон — солидарны в позиции по снижению производства: на последнем заседании они объявили о продлении сделки по сокращению общего уровня добычи организации на 1,4 млн баррелей в сутки на 2024 год. Впрочем, как показывает опыт прошлых лет, мировой сырьевой рынок подвергнут влиянию множества обстоятельств и от обвала котировок, которые сейчас находятся на относительно высоком уровне, никто не застрахован. Эксперты «МК» объяснили, какими последствиями могут обернуться действия России и других членов альянса и с какими вызовами добывающие страны могут столкнуться в самом ближайшем будущем.
«Котировки нефти, равно как и стоимость готового топлива на международных сырьевых биржах, постоянно и строго отслеживается. Снижение добычи, в том числе, на российских месторождениях, учитывается в рамочных протоколах ОПЕК+. Производственные уровни каждого из участников альянса регламентируются между продавцами и покупателями энергоресурсов. Дополнительное добровольное сокращение экспорта на 500 тыс баррелей со стороны России, являющейся одним из крупнейшем поставщиков «черного золота» на мировой рынок, наверняка согласовано с другим лидером альянса — Саудовской Аравией. Теоретически, стоимость углеводородов должна вырасти. Впрочем, будущий спрос на нефть будет диагностироваться значительным количеством сопровождающих факторов. Угроза мировой экономической рецессии сохраняется и грозит привести к обратному тренду. Аппетиты Федеральной резервной системы (ФРС) США могут вырасти и процентная ставка американских, а соответственно и всех остальных мировых кредитных организаций, будет увеличиваться. В таком случае, спрос и ликвидность нефти будут падать, что повлечет за собой нестабильность рыночных цен на «черное золото».
Сергей СУВЕРОВ, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
«Усилиям добывающих стран из ОПЕК+ сохранить стоимость барреля на сравнительно высоком уровне противостоят Соединенные Штаты. Правительство США, в первую очередь, заинтересовано в снижении стоимости моторного топлива на национальных АЗС. Справиться с такой задачей, тем более, в связи с сокращением добывающих мощностей основных мировых игроков, получается пока с огромным трудом: в окрестностях Вашингтона цены за галлон бензина достигают $5, что на 10-20% выше обычного уровня. Повлиять на ОПЕК+ у американцев также не выходит: их так называемые арабские союзники идут на переговоры, но не принимают невыгодных для себя решений под диктовку Америки. Поэтому США будут искать другие способы надавить на экспортеров сырья. Продолжение увеличения процентной ставки ФРС — одна из самых эффективных мер экономического прессинга на добывающие страны. Рост ставки станет причиной повышения стоимости доллара, а, стало быть, и долговых обязательств. Из-за удорожания заемного капитала большие потери понесут европейские проекты, во-многом, также в финансовом плане основанные на заокеанских субсидиях. Евросоюзу, страны которого постепенно отказываются от российской энергетики, не у кого будет привлекать инвестиции, так как печатный станок находится в руках Вашингтона. Такая политика может привести к самому плачевному результату — в связи с падением спроса нефтяные котировки перейдут к обратной динамике и рискуют скатиться до $30-40 за баррель».
Комментарии