Начну с того, что любое суверенное государство поддерживает и ставит своих граждан выше тех, кто таковыми не является. Это принцип, не знающий исключений. Ярче всего он отражен в налоговых законодательствах, и в российском тоже: ставка НДФЛ по налогам для нерезидентов составляет 30%. Одновременно установлены сроки, которыми определяется, российский вы налоговый резидент или уже нет — это 183 дня. И вот, образовалось определенное количество «релокантов», продолжающих работать на российские организации, но в силу длительности нахождения за пределами родной страны резидентство свое утративших. И компании, организации, предприятия, с которыми они сотрудничают и которые являются налоговыми агентами, обязаны исчислять их НДФЛ по ставке 30%.
Из-за этого некоторые удалившиеся из России сотрудники могут начать искать себе новое место работы в стране пребывания или иных юрисдикциях, что, конечно же, означает их потерю для российского рынка и экономики. Такое положение дел вызывает у работодателей естественную озабоченность. Однако если сотрудник действительно ценный, то вопрос повышения ему заработной платы на сумму удержанной разницы по НДФЛ, как правило, решается положительно.
Мы говорим, что проект закона о налогах для зарубежных работников направлен на их поддержку, и тут возникает ряд вопросов. Во-первых, в части начала действия данного законопроекта с 1 января 2024 года. «Релоканты» уже платят НДФЛ по ставке 30%, несмотря на то что в Налоговом кодексе предусмотрено два типа налоговых правил и законов — улучшающие и ухудшающие позиции налогоплательщиков. Улучшающие могут действовать на правоотношения, возникшие до вступления документа в силу, если это прямо предусмотрено его текстом. Соответственно, логично распространить данный проект на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года.
Но если буквально смотреть на законопроект, то в нем для оставления базовой ставки 13% (в случае превышения суммы дохода в 5 млн рублей это уже 15%) необходимым условием является налоговое резидентство работника. Соответственно, он должен будет находиться на территории РФ не менее 183 дней. Таким образом, закон вообще не направлен на «релокантов», продолжающих работать на российские организации. Он связан с актуализацией налогообложения определенных услуг, оказываемых дистанционно именно налоговыми резидентами РФ.
Во-вторых, для снижения ставки по НДФЛ законопроектом предусматривается условие в виде обязательного отражения места работы с сотрудником в трудовом договоре, и у меня возникает вопрос — как это будет сделано технически в части «релокантов».
С учетом этого законопроект в части ставок по НДФЛ значительным образом улучшает позиции ряда российских работников, которые могут трудиться в зарубежных юрисдикциях на благо российских организаций. Однако необходимо в срочном порядке уточнить механизмы и инструменты определения налоговыми агентами статуса своих работников в части их резидентства.
Комментарии