Пока Россия, отбиваясь от западных санкций, занята своей повесткой, Китай возглавил юридический поход против США. Полем для схватки в Пекине выбрали всемирную торговую организацию (ВТО). В этой международной организации есть высший апелляционный орган, куда любая страна — член ВТО может обратиться, если палата по разрешению споров не смогла, по мнению истца, вынести справедливое решение. США на протяжении многих лет блокируют назначение судей в этот высший орган, что парализует работу апелляции и вызывает глухое недовольство большинства стран.
В Пекине не побоялись бросить вызов Вашингтону и оформили официальный протест, требуя немедленно начать процесс назначения судей и восстановить работу высшего органа по урегулированию споров. «Один в поле — не воин» — видимо, решили в США и, как это не раз уже бывало, просто проигнорировали китайский демарш. Но в этот раз случился сбой — раздражение в мире действиями Америки столь велико, что к китайскому протесту сначала робко и поодиночке, а позже все смелее стали присоединяться самые разные страны — члены ВТО, и по состоянию на декабрь их набралось уже 127 (всего в ВТО 164 участника). Теперь проигнорировать столь мощный хор протестующих Вашингтону вряд ли удастся. В противном случае «США превратятся в серого носорога международной торговой системы. Ущерб, вызванный его столкновением, может привести к краху международной торговой системы, что неизбежно вызовет серьезные глобальные последствия и усугубит социальные волнения и политический гнев в глобальном масштабе. И вся ответственность за это будет лежать на США», — цитата из респектабельной китайской Global Times.
Причины бунта
У каждой из недовольных стран свои поводы для протеста. В Европе, например, очень недовольны вступающим в силу с 1 января 2023 года американским законом «Об инфляции», в рамках которого стимулируется перенос производственных мощностей из ЕС в США, тот же Китай возмущается запретом на поставки чипов и микросхем, который начнет действовать так же с 1 января. Чтобы понять степень накала противостояния, достаточно привести эпитеты, которыми наградил Америку китайский посол при ВТО Ли Чен Ган. «Саботажник мировой торговой системы», «эксперт по запугиванию», «манипулятор, применяющий двойные стандарты», «разрушитель глобальной промышленной цепочки поставок» — далеко не полный перечень высказываний китайского посла в адрес Вашингтона.
США в гордом одиночестве
«Протест сразу 127 стран является, конечно, неординарным событием, — поясняет советник АНО „Центр экспертизы по вопросам ВТО“ Максим Медведков. — И позиция США достаточно уязвима. Согласно устоявшейся практике, если страна чем-то недовольна, то она вступает в переговоры с большинством с целью найти точки соприкосновения. Подавляющая часть членов ВТО неоднократно обращала внимание на необходимость разблокировки работы высшего апелляционного органа, но США не идут навстречу и не делают переговорных предложений.
Максим Медведков: России есть смысл сохранить участие в ВТО и МВФПрактически все члены ВТО согласны с необходимостью реформирования апелляционного органа. Проблема в том, что американцы, с одной стороны, блокируют назначение судей, с другой стороны, не говорят, что именно они хотят изменить, как реформировать, чтобы восстановить возможность разрешать споры. А без апелляционного органа вся судебная система ВТО не может работать. Например, несколько недель назад США проиграли ряд споров, но не стали их выполнять, ссылаясь на то, что это решения первой инстанции, а есть еще высший апелляционный орган, где можно оспорить. При этом все понимают, что этот орган не работает из-за действий тех же США, и к такому изощренному применению права могут прибегнуть и другие члены ВТО, что в конечном итоге может обесценить всю работу организации.
Невозможность использовать систему разрешения споров в рамках ВТО для одних членов создает чувство безнаказанности, а у других вызывает желание решать проблемы в другом месте. Поэтому сейчас многие страны смотрят на двусторонние соглашения о свободной торговле как на реальную альтернативу ВТО в системе международной торговли. Все государства хотят сотрудничать, экспортировать и импортировать товары, а не ждать, когда Вашингтон разблокирует работу судебного органа».
Комментарии