Выбор небольшого северного города для сооружения ЦОД был обусловлен несколькими факторами. Первый и главный — достаточный резерв электроэнергии. Рядом расположена Усть-Илимская гидроэлектростанция, промышленных потребителей не так много, да и население невелико. В то время как на густонаселенном экономически развитом юге Приангарья свободных энергомощностей уже не осталось. Второй фактор — неплохая логистика: Усть-Илимск — крупная железнодорожная станция. И, наконец, холодный климат позволяет серьезно экономить на охлаждении оборудования.
Казалось бы, в разгаре криптозима, биткоин упорно «пробивает» минимумы, криптовалюты меняют способы добычи на менее энергозависимые, а мелкие майнеры продают оборудование. Нужен ли еще один майнинг-центр?
Специалисты на это отвечают, что инвестиции в майнинг — долгоиграющие. Они работают и при росте курса, и при его снижении. Естественно, если при этом окупаются затраты на электроэнергию. Но цены на оптовом рынке электроэнергии во второй ценовой зоне (Сибирь) ощутимо ниже, чем в европейской части страны, и уж тем более ниже, чем в той же Европе, особенно сейчас.
— Фундаментально рынок промышленного майнинга в России, наоборот, извлекает выгоду от сложившейся ситуации. Инвестиционная активность увеличилась, так как вход на низком рынке в добычу биткоина может дать существенную прибыль, — отмечает Игорь Рунец, основатель и генеральный директор компании BitRiver, построившей ЦОД в Усть-Илимске.
Компания предоставляет инфраструктурные и вычислительные мощности для крупных майнеров из Юго-Восточной Азии, арабского мира и СНГ.
Между тем, кроме добычи криптовалюты, для подобных центров возможно и иное применение. Сеть таких дата-центров в России в перспективе способна стимулировать развитие сложных вычислений, придать импульс отечественной школе криптографии. Для нашей промышленности это готовый потребитель оборудования на элементной базе ниже 7 нанометров.
Но пока создание дата-центров прежде всего позволяет упорядочить майнинг как таковой. А это для Иркутской области крайне важно. Энергетики указывают, что за последние два года энергопотребление домохозяйств в регионе выросло вдвое. По их мнению, причина в бытовом майнинге — добытчики криптовалюты пользуются тем, что в области самый низкий тариф для населения: около одного рубля за киловатт-час, и устанавливают «машинки» в частных домах и надворных постройках, гаражах, на балконах. Это явление получило название «серый майнинг». Энергетики же настаивают на том, что за электричество для майнинга надо платить по коммерческому тарифу.
Любопытно, что опыт промышленного майнинга оценили региональные власти. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев предложил после того, как будет принят закон о майнинге, создать для этой деятельности специальные зоны по принципу игорных.
Кроме добычи криптовалюты, современные дата-центры в перспективе способны стимулировать развитие в России сложных вычислений
— Я общался с депутатом Госдумы Анатолием Аксаковым, который является одним из авторов законопроекта о майнинге. Он считает, что уже в декабре законопроект будет принят в первом чтении, в январе — окончательно и начнет действовать уже с февраля. После чего я предлагаю рассмотреть районы Иркутской области с точки зрения энергодефицита и энергопотребления, выделить зоны с профицитом мощности и именно там предложить сделать специальные майнинговые зоны по типу игорных. При этом запретить эту деятельность на всей остальной территории региона, — уточнил Игорь Кобзев.
Власти Иркутской области предложили после принятия закона о майнинге, создать для этой деятельности в регионе специальные зоны
По мнению специалистов BitRiver, проблему можно решить путем создания таких условий, при которых бытовой майнинг в нынешнем его формате окажется экономически нецелесообразным. Например, дифференцировав тарифы для населения и бытовых майнеров, а также стимулируя «мягкую» миграцию оборудования для бытового майнинга в специализированные технопарки. И вот их уже следует оборудовать в энергетически профицитных районах.
Что касается энергетиков, то они не против промышленного майнинга. Крупные дата-центры помогают им стабилизировать нагрузку в сетях, по договоренности выключая оборудование в пиковые часы и наращивая потребление во время низкого спроса.
— Промышленный майнер для нас — очень удобный потребитель: понятный график, нет скачков, можно им управлять, сглаживать нагрузки, — отмечал директор по технологическому присоединению «Иркутской электросетевой компании» Евгений Вечканов в рамках съезда лидеров «ОПОРЫ России» в Иркутске.
К тому же легальные дата-центры используют оборудование, проверенное Роспотребнадзором, присоединены промышленной связью к электросетям, рассчитанным на промышленную нагрузку.
Комментарии