Доллар на Мосбирже 4 мая опустился ниже 67 рублей впервые с июня 2020-го, евро — до 71 с февраля того же года. Этому способствовал взлет нефтяных котировок на фоне возможных санкций ЕС против российского топлива: Brent поднялась до 108 долларов за баррель.
Тренд на укрепление национальной валюты наметился вскоре после весеннего обвала. Во второй половине марта рубль продемонстрировал невероятную в сложившихся условиях устойчивость и почти полностью отыграл потери.
Ситуация, с одной стороны, парадоксальная. При сильном спаде в экономике негативные последствия обычно компенсируются ослаблением нацвалюты и более высокими процентными ставками. Это привлекает иностранный капитал и делает местные товары более конкурентоспособными на международном рынке. Однако санкции фактически заблокировали данный механизм.
«Подешевевшие экспортные товары очень сложно продавать из-за прямых ограничений, а также риска вторичных санкций. Кроме того, отзыв инвестиционного рейтинга России и настойчивые попытки организовать суверенный дефолт закрыли возможности для притока иностранного капитала даже под очень высокие процентные ставки», — указывает Марк Гойхман, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade.
Специальный режим
Обвала рубля в итоге не допустили: в ответ на действия Запада власти ввели специальный режим и перекрыли пути оттока капитала. Здесь и запрет на продажу активов для нерезидентов, и ограничения на валютообменные операции, и реализация валютной выручки экспортерами, и поставки газа за рубли. Это укрепило рубль.
«Активности нерезидентов нет, что стало следствием заморозки части валютных резервов ЦБ. То есть лишь импортеры и население формируют спрос на валюту. Но экспортеры обязаны ее продавать. Центробанк постепенно смягчает для них условия, тем не менее предложение валюты на бирже явно превышает спрос, что приводит к устойчивому укреплению рубля», — поясняет Андрей Кочетков, ведущий аналитик управления анализа рынков «Открытие Инвестиции».
Риски остаются
Ситуация на биржевом рынке довольно искусственная, и реальный курс все же отличается от официального (в обменниках — 85 за доллар), однако аналитики считают положение предсказуемым. Пока действует специальный режим, изменения в монетарной или налогово-бюджетной политике России не особо повлияют на котировки национальной валюты.
Более того, нынешний рубль эксперты даже называют слабым в сравнении с его экономическим потенциалом — слишком много накопилось геополитики и усилий Минфина по ослаблению курса для сведения бюджета. Без этого доллар мог бы стоить 50-60 рублей, говорит Андрей Кочетков из компании «Открытие Инвестиции». Кроме того, если в мае — июле постепенно начнут формироваться новые импортные связи, это увеличит спрос на валюту и приведет к ослаблению до 75-80 за доллар.
Долгосрочных прогнозов аналитики не дают — оперируют короткими горизонтами, поскольку ситуация в мировой экономике и политике меняется ежедневно. В таких условиях ключевой угрозой для рубля остается перспектива нефтяного эмбарго: на подходе новый пакет санкций. Если физические объемы поставок сильно упадут, валютная выручка резко сократится.
Тогда тренд может измениться на противоположный. ЦБ и правительству придется принимать меры для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов, отмечает Марк Гойхман.
«При таком сценарии будет краткосрочный всплеск нефтяных котировок в мае — июне до 160-180 долларов. Однако затем, испытав шок предложения и потребления, нефть начнет дешеветь и может обвалиться, как в 2008-м. Значит, рубль в итоге дойдет до 100-110 за доллар и 115-120 за евро к концу года», — полагают в TeleTrade.
Комментарии