Идея президента создать во Владивостоке свободный порт получила развитие. В его границы будет включена территория почти всего южного Приморья, а льготы для резидентов порта будут еще радикальнее, чем на территориях опережающего развития. Инициатива предоставить Владивостоку статус свободного порта с облегченным налоговым режимом принадлежит президенту Владимиру Путину и была обнародована им в последнем послании к Федеральному собранию. Она лежит в русле создания новых механизмов, призванных стимулировать развитие дальневосточного региона. Наиболее громкий из них — территории опережающего развития (ТОР), детище Минвостокразвития, закон о которых был принят в минувшем декабре. В 2016–2017 годах ожидается запуск первых ТОР. Первоначально речь шла о появлении на Дальнем Востоке 14 таких территорий, но пока отобраны три пилотные: ТОР «Надеждинский» в Приморье (специализация логистика, пищевая и легкая промышленность), «Хабаровск» (транспортно-логистическая) и «Комсомольск» (на базе авиазавода) в Хабаровском крае. Об этом сообщил 4 марта на совещании у Путина вице-премьер, полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев. Необходимая для реализации закона нормативная база будет доработана к концу марта.
Известие об учреждении в Приморье свободного порта поначалу вызвало в дальневосточном экспертном сообществе немало скепсиса. «Если к нам через свободный порт придут импортные товары, “облегченные” на сумму таможенной пошлины, для нас как потребителей это вроде бы здорово. Но как это отразится на тех, кто затевает производство на территориях опережающего развития? — размышляет ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. — Снятие таможенных барьеров было бы понятно, если мы имеем в виду новую индустриализацию, наращивание экономического потенциала — те приоритеты, для которых требуется технологическое обеспечение, дополнительная рабочая сила. Если же речь идет об экспортной ориентации, подразумевающей вывоз за границу сырья, и о ввозе ширпотреба из того же сырья, то мы будем развивать кого угодно, только не себя».
Есть вопросы локального характера. К примеру, торговый порт Владивостока расположен так, что фурам с контейнерами приходится ездить прямо по центру города, и так задыхающемуся в пробках. Если грузовиков станет больше, городу грозит коллапс. Еще один вопрос, касающийся всех приморцев: приведет ли порто-франко к «второму золотому веку» правого руля? или нынешние пошлины на импорт подержанных автомашин сохранятся?
Порт Большой Владивосток
Точки над i расставил советник главы Минвостокразвития РФ Павел Волков, в начале марта представивший во Владивостоке законопроект о свободном порте (документ до 30 апреля должен быть направлен в правительство). Как следует из законопроекта, границы свободного порта Владивосток не будут ограничены пределами Владивостокского городского округа и тем более территорией Владивостокского торгового порта. Предлагается включить в его состав территорию семи муниципальных образований. Это города Владивосток и Артем, а также Надеждинский, Шкотовский районы (входят в созданную по инициативе губернатора Приморья Владимира Миклушевского Владивостокскую агломерацию), а также Партизанский, Хасанский и Пограничный районы. Последний вообще не имеет выхода к морю, зато там находится пункт пропуска в КНР — одна из ключевых точек международного транспортного коридора «Приморье-1». Кроме того, добавил Павел Волков, возможно включение в рамки свободного порта города Большой Камень, с которого как раз сняли статус ЗАТО, и Находки.
«Самое значительное отличие нашего законопроекта от законодательства о территориях опережающего развития и особых экономических зонах — объем мер государственной поддержки и условия их предоставления, — поясняет Волков. — Общие меры предоставляются всем резидентам свободного порта Владивосток. Это льготные ставки арендной платы, возможность получать государственные и муниципальные услуги, пользоваться инфраструктурными привилегиями и льготами. Специальные меры будут относиться только к отдельным видам деятельности, что позволит адресно привлекать бизнес-проекты и инвестиции». «Смысл свободного порта в том, что в нем будут минимизированы сроки прохождения всех процедур, а само количество процедур минимизировано до предела, — ранее пояснил журналистам Юрий Трутнев. — Самое главное требование ко всем проектам — они не должны уменьшать доходы бюджета РФ, не должны создавать дыры в таможенном законодательстве».
По словам Павла Волкова, среди специальных мер поддержки предусмотрены не только льготы, прописанные в законодательстве о ТОР, но и такие налоговые послабления, которые могут вызвать вопросы у Минфина и Федеральной налоговой службы. Виды деятельности резидентов не ограничены: в свободном порту смогут работать не только транспортно-логистические компании, но и производственные, перерабатывающие и т. д. В границы свободного порта войдет и владивостокский аэропорт Кневичи. «Особо отмечу аэропорт: мы снимаем в одном месте все ограничения, существующие для иностранных авиаперевозчиков, чтобы можно было тут взять на борт пассажиров и грузы и перевезти их в любую третью страну или точку РФ», — сказал Павел Волков.
Это особенно актуально, если учесть, что режим «открытого неба», введенный в аэропорту Владивостока еще в ноябре 2011-го, по-прежнему существует только на бумаге. Предполагалось, что Кневичи станут мощным хабом, наподобие сеульского Инчхона, что в Приморье хлынут миллионы транзитных пассажиров и туристов, однако на практике этого нет. По словам начальника коммерческой службы ОАО «Международный аэропорт Владивосток» Александра Боброва, договоренности о взаимном снятии ограничений на полеты заключены только с Республикой Корея и Сингапуром. По факту «открытое небо» работает лишь по линии Россия — Корея, поскольку на сингапурском направлении нет достаточного спроса. Теперь, как следует из слов Волкова, все ограничения на полеты будут здесь сняты.
В рамках свободного порта предполагается применять процедуры свободной таможенной зоны. «Особых новелл здесь ждать не стоит, потому что таможенное регулирование — компетенция Евразийского экономического союза. Но детали, которые вызывают большинство негативных откликов, можно улучшить — имею в виду таможенный контроль и оформление грузов, снятие административных барьеров», — пояснил Павел Волков.
Бизнес пока отмалчивается
В целом идеологию свободного порта в Приморье местные власти поддерживают. «Создание свободного порта даст развитие не только экономике Приморья, но и многим другим сферам жизни края», — заявил вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев, пообещав Министерству по развитию Дальнего Востока всю возможную поддержку при защите законопроекта на федеральном уровне. Мэр Владивостока Игорь Пушкарев законопроект тоже поддержал, хотя оговорился, что этот документ носит рамочный характер, а дьявол кроется в деталях.
«Нужно добиться того, чтобы в нас начали верить. Самая большая трагедия — нам не очень верят. Не то что мы нарочитые обманщики — просто мы идеалисты: предлагаем, фантазируем, а когда доходит до дела — спотыкаемся. Это смелый проект закона, нужно переступить через большое количество традиций, сложившихся в нашей стране», — считает глава законодательного собрания края Виктор Горчаков. Скорее всего, именно поэтому приморские бизнесмены пока никак не реагируют на идею создания свободного порта и ТОР, предпочитая дождаться конкретики.
Комментарии