«Нетрадиционная денежно-кредитная политика — это низкие ставки, отрицательные ставки, скупка активов. Можно назвать нетрадиционной бюджетную политику, когда наращивается долг, бесконечный дефицит, потому что считается, что его можно бесконечно рефинансировать, и ничего не произойдет», — сказала Набиуллина. В Банке России к этому относятся с осторожностью и считают, что пределы у нетрадиционной денежно-кредитной политики все же есть, подчеркнула она.
«Мне так кажется, что страны, которые ее проводят, — они каждый раз тестируют новый рубеж: вроде ничего не случилось, инфляция не выросла, долги обслуживаются, — и делают следующий шаг, и такая экспансия этой политики происходит. Но, на мой взгляд, для России это было бы авантюрой», — сказала Набиуллина. Более того, она может быть авантюрой и для мира, поскольку не понятны долгосрочные последствия такой политики и из нее трудно выйти, добавила глава ЦБ.
«Прошлый год показал, что многие страны чересчур легко относились к нетрадиционным инструментам — увеличивали долг, глобальный долг государственный 100% ВВП, когда вы такое видели? Увеличили долги, дефициты бюджета. И им действительно будет крайне сложно выйти из этой ситуации», — согласился министр финансов Антон Силуанов.
По его словам, нужно выходить на нормальные принципы бюджетной политики, и Россия намерена это сделать. «Насколько я знаю от своих коллег, они как-то об этом особо и не задумываются. Что нас очень сильно напрягает, на самом деле, потому что мы зависим от ситуации в мире. И здесь нужно через механизм «двадцатки», через валютный фонд постоянно поднимать, нацеливать наших коллег на то, чтобы политика их нормализовалась», — сказал Силуанов.
Комментарии