Человек создал максимально благоприятные условия для своего развития, вооружившись в середине ХIХ века ископаемым топливом, и с тех пор энергетически обеспеченное мировое население растет по экспоненте, разрушая естественные экосистемы и ставя тем самым под угрозу свое будущее. В настоящее время за один день в топках и моторах сжигается около 15 млн тонн угля и 10 млн тонн нефти, в результате чего в атмосфере ежегодно накапливается около 20 млрд тонн основного парникового газа — диоксида углерода.
Человек создал максимально благоприятные условия для своего развития, вооружившись в середине ХIХ века ископаемым топливом, и с тех пор энергетически обеспеченное мировое население растет по экспоненте, разрушая естественные экосистемы и ставя тем самым под угрозу свое будущее. В настоящее время за один день в топках и моторах сжигается около 15 млн тонн угля и 10 млн тонн нефти, в результате чего в атмосфере ежегодно накапливается около 20 млрд тонн основного парникового газа — диоксида углерода.
Зависимость мировой экономики от ископаемого топлива несет в себе несколько опасностей. Первая заключается в нарастающей эмиссии парниковых газов (ПГ) и соответствующем усилении парникового эффекта. Миллиард автомобилей и тысячи дымовых труб расшатывают климатическую систему Земли. Вторая опасность заключается в том, что запасы угля, нефти и природного газа на Земле исчерпаемы. Если человечество будет игнорировать эти опасности, то к концу века цивилизация окажется на подогретой планете и без нефти.
Происходящие климатические изменения беспрецедентны как по скорости событий, так и по их глобальному охвату. Каждые 10 лет в мире происходит потепление на 0,18°С, в России — на 0,45°С. Накопленная климатической системой Земли тепловая энергия меняет картину океанических течений и циркуляцию воздушных потоков, повышает уровень Мирового океана, смещает границы лесов и вечной мерзлоты, повышает частоту наводнений и засух. Постепенно стирается климатическая грань между Арктикой и тропиками, отчего происходят усиленные выбросы СО2 и метана из оттаивающих вечномерзлых пород.
В пятом оценочном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН утверждается, что влияние человека является «доминирующей причиной наблюдаемого потепления». Современная наука предсказала поджидающие человечество опасности и призывает постепенно отходить от использования ископаемого топлива. Парижское соглашение, к которому Россия подключилась в апреле 2016 года, направлено на ограничение роста глобальной температуры максимальным значением 2°С сверх доиндустриального уровня. Для достижения обозначенной цели каждая страна должна внести свой вклад в ужесточение природоохранных мер, в частности ограничить антропогенные выбросы. Буквально с будущего года заработает Концепция «углеродного следа», в соответствии с которой экспортная продукция, произведенная в странах с высоким уровнем парниковых выбросов, будет облагаться таможенной пошлиной.
Достижению целей Парижского соглашения мешают «климатические скептики», которые утверждают, что человечеству не следует бороться с глобальным потеплением, а нужно всего лишь «адаптироваться к происходящим изменениям окружающей среды». Как писал Марк Твен, «чаще всего мы попадаем в неприятности не потому, что чего-то не знаем, а потому, что не верим в то, что знаем». Эти активисты должны понять, что переход к возобновляемым источникам энергии — это и есть истинное проявление адаптации, которая в своем полном объеме решает две задачи: во-первых, тормозит рост температуры, во-вторых, готовит человечество к скорому исчерпанию углеводородов. Этот глобальный энерготехнологический переход целесообразно начинать со снижения сжигания угля, как наименее энергоемкого и в то же время наиболее загрязняющего вида топлива, которое находится на первом месте по выбросам СО2 — около 15 млрд т/год.
Следует понимать, что понятие «климатическая углеродная нейтральность» не требует полного исключения глобальных выбросов СО2. Это понятие допускает выбросы, которые способны поглотить Мировой океан и мировая растительность. Естественно, что при этом нельзя допустить снижения достигнутого мирового уровня энергообеспечения, а также снижения уровня жизни миллионов шахтеров. Для этого мировая угольная промышленность должна перестроиться и широко использовать пиролиз, плазмохимию и другие технологии извлечения из угля сотен полезных веществ.
В ближайшие годы в мировой торговле и таможенном режиме будет использоваться углеродная маркировка товаров и услуг. Эти меры обеспечат в ближайшем десятилетии ценовой паритет себестоимости энергии от возобновляемых и топливных источников. Страны Европы активно переходят на низкоуглеродную экономику, включающую в себя снижение инвестиций в угольную отрасль и снижение субсидирования использования угля. В России на стадии добычи и транспортировки угля, а также на стадии установления тарифов за потребляемую энергию прямое и косвенное субсидирование приближается к 2 трлн рублей. Если хотя бы половину этих средств направлять на развитие альтернативной энергетики, то наша страна легко достигла бы углеродной нейтральности.
Страны ЕС освоили гидроэнергетический потенциал своих рек и ускоренными темпами осваивают другие виды возобновляемой энергии. В последние годы они ежегодно производят с помощью ветра и солнца более 300 млрд кВт/ч электроэнергии, за счет чего снизили сжигание угля на 80 млн т/год. В европейских странах движущими силами успешно осуществляемых перемен в энергетике являются высокие налоги и тарифы, а также активность горожан, которые смотрят на налоги как на инвестиции в здоровую и качественную жизнь в будущем.
К сожалению, в России заметных подвижек в пользу низкоуглеродных источников энергии пока не наблюдается: объем парниковых выбросов в течение последних 20 лет не только не уменьшился, а увеличился на 12%. На фоне мировых тенденций выглядит нелогичной последняя версия Энергетической стратегии РФ, предполагающая «положительную динамику объемов добычи угля». При этом наша страна занимает второе место в мире по выбросам СО2 на душу населения — 11,7 т/год при среднемировом значении 4,8 т/год. Если Россия с большим «экологическим следом» своей продукции не будет проявлять активности по декарбонизации экономики, то при введении платежей 25 евро за тонну СО2 потери нашего экспорта составят около 3,5 млрд евро ежегодно.
Для достижения углеродной нейтральности к 2050 г. России достаточно, например, снижать сжигание угля на 8 млн т/год и одновременно с этим обеспечивать ввод до 8 ГВт/год совокупной замещающей мощности гидравлической, солнечной, ветровой, геотермальной энергетики и биоэнергетики. Здесь же немалый вклад может составить и атомная энергетика с реакторами на быстрых нейтронах. Масштаб и значимость создания обновленной энергетической отрасли России таковы, что могут стать базисом разработки нового современного плана ГОЭЛРО-2.
В 2020 г. исполняется ровно 100 лет Плану развития народного хозяйства России на основе электрификации (ГОЭЛРО). Этот план по реконструкции всех отраслей экономики с опережающим развитием энергетики был разработан в период послевоенной разрухи и полной политической изоляции. Герберт Уэллс после встречи с Лениным не поверил в возможность его реализации и в очерке «Россия во мгле» писал: «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной лесной стране, населенной неграмотными крестьянами, в которой почти угасла промышленность? В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть Россию будущего». Позже этот писатель-фантаст увидел в России Магнитку и Днепрогэс, а в 50–60-е годы ХХ века в нашей стране уже строились самые мощные в мире ГЭС, ТЭС и высоковольтные ЛЭП. Реализация и отзвук того грандиозного плана в значительной степени определяют лицо и современной отечественной экономики.
Сегодняшняя ситуация в России во многом напоминает ту эпоху вековой давности: уронивший экономику COVID-19, преимущественно сырьевой экспорт, серьезный экологический кризис, а также политическая и санкционная блокада со стороны все того же Запада. Представляется, что сегодня самое подходящее время обратиться к успешному опыту молодой Советской Республики. Почему бы сегодня не подготовить «дерзновенный проект» ГОЭЛРО-2, предусматривающий переход к электрификации страны на основе возобновляемой энергии?
Реализация плана ГОЭЛРО-2 снимет Россию с сырьевой иглы с резкими скачками цен на нефть и газ. План перенаправит экспортные потоки сырой нефти на ее глубокую переработку на предприятиях отечественной нефтехимии с получением продуктов с пятикратной добавленной стоимостью, прибыль от которых наполнит российский бюджет. План ГОЭЛРО-2 перенаправит миллионы тонн угля со сжигания в котлах на развитие в шахтерских городах углехимии с крупнотоннажным производством синтез-газа и метанола, который заменит нефтепродукты в двигателях внутреннего сгорания, а также будет использоваться в экологически чистых топливных элементах на транспорте. Этот план будет предусматривать ускоренную газификацию не озлобившейся по отношению к нам Европы, а собственной Родины, чтобы над нашими городами было голубое, а не черное небо.
В состав ГОЭЛРО-2 естественно впишется Федеральная целевая программа развития гидроэнергетики с четким обозначением показателей по срокам и поэтапному вводу порядка 30 ГВт гидроэнергетической мощности. Гидроэнергетика как основной источник «зеленой энергии» и как наиболее прибыльный способ получения финальной энергии всегда рентабельна: себестоимость киловатт-часа составляет не более 5 центов. Нужно вернуться к рассмотрению вариантов строительства таких крупных сибирских ГЭС, как Братская и Саяно-Шушенская, общая выработка которых превышает совокупную выработку всех станций Волжско-Камского каскада.
Естественной составной частью ГОЭЛРО-2 станет Стратегия долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 г., проект которой находится в стадии общественного обсуждения.
Человечество находится в начале долгого пути по развитию альтернативных способов получения энергии, находится на пороге перехода к мирной жизни в гармонии с Природой. Поэтому подключение России к Парижскому соглашению рамочной конвенции ООН по изменению климата является политически и экономически оправданным шагом. Активное участие России в Соглашении через реализацию комплексного плана ГОЭЛРО-2 во многом решит вопросы стабилизации климата и развития отечественной экономики и, что важно, не позволит России отстать от технологической революции. Уверен, что сильную, чистую и благополучную Россию образца 2050 г., не допускающую незаслуженных оскорблений в свой адрес со стороны «коллективного Запада», построят нынешние ровесники ХХI века. Нужно только сегодняшним лидерам дать старт этому «дерзновенному плану»!
Комментарии