В разгар пандемии коронавируса многие серьезные эксперты предрекали, что торговые центры не переживут даже первую волну кризиса. Однако их заявления не подтверждаются, громких закрытий комплексов нет. Да и скромные районные заведения благополучно заработали после окончания режима самоизоляции. Кое-где витрины зияют, но это не повод говорить о смерти помещений, в которых сосредоточены и магазины, и кафе, и кинотеатры, и предприятия бытовых услуг.
Впрочем, трансформация торгово-развлекательных центров страны неизбежна. И их владельцы уже начали пересматривать политику развития ставших привычными для горожан общественных пространств. На представительной конференции аналитики рассказали об основных тенденциях, касающихся перестройки (в прямом и переносном смыслах) торговых комплексов.
Посещаемость торговых центров составляет около 80% по сравнению с прошлогодними показателями. В первую очередь — из-за необходимости выполнять правила социального дистанцирования. В кинотеатрах, на фуд-корте рассадка производится на расстоянии. Плюс к тому часть людей по-прежнему опасается находиться в общественных местах. Владельцы торговых центров утверждают, что после выхода из самоизоляции они не стали искусственно «нагонять» людей в свои заведения.
— Мы отказались от рекламы сознательно, потому что в кои-то веки можем почувствовать свою аудиторию без «накрученных» посетителей, ведь сейчас приходят люди, которые действительно заинтересованы в посещении торговых центров, — говорит представитель премиального комплекса, расположенного в центре столицы. — Люди соскучились по живому общению, они с удовольствием идут в моллы развлекаться, пусть даже мало что покупают и тратят в кафе не так много денег, как еще 7-8 месяцев назад.
Впрочем, средний чек в магазинах среднестатистического торгового центра не так уж и мал. Народ соскучился по возможности примерить одежду, а не покупать ее на глазок. Но еще важнее факт, что жители крупных городов, в последние 10-15 лет привыкшие покупать вещи за границей, больше полугода не имеют такой возможности. И когда ее получат, непонятно. Поэтому, несмотря на общее снижение доходов, посетители торговых центров начинают переключаться с закордонного шопинга на «местный». Благо, что и владельцы магазинов не скупятся — скидки предлагают как минимум половина «точек». Но эти скидки распространяются, увы, на самую дорогую одежду — почти всё доступное по цене народ разобрал в первые недели после открытия торговых центров.
— Безусловно, мы переживаем социальный кризис, — продолжает бизнесмен. – Люди не могут понять, как себя вести: экономить деньги или тратить их, пока не скакнул курс доллара и евро. Конечно, спрос в разных покупательских сегментах есть и будет разным. Покупатели с достатком обижаются, что нет вещей из новых коллекций — а они появятся лишь через 3-4 месяца. Покупатели с более спокойным отношением к моде, напротив, возмущены отсутствием одежды, произведенной в прошлом году. А склады пусты, все запасы раскупили!
Заместитель директора агентства недвижимости Knight Frank Виктория Петрова говорит, что меняться начали все форматы рынка недвижимости. И главное в сегменте торговых центров — отказ от огромных «коробок»-гипермаркетов. «История про торговые центры только ради шопинга уходит в прошлое. Люди, приходя в магазин, хотят получить и развлечения, и образовательную, спортивную функцию. — говорит Виктория Петрова. — Торговые центры стараются предоставить посетителям максимум услуг, чтобы притянуть как можно больше людей. Даже до пандемии, в 2019-м — начале 2020 года, представители мировых брендов, привыкших занимать огромные территории, начали открывать магазины городского типа, вполне скромного размера. Ну а сейчас уход от гипер-размеров тем более ожидаем — из-за пандемии люди остерегаются находиться в местах большого скопления людей. Вы спросите, что делать с большими «коробками»? В них можно устраивать склады — кстати, они пострадали в пандемию меньше всего».
Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский хвалит собственников — они оказались очень ответственными людьми: «В принципе, можно было устроить, например, сидячую забастовку. И тогда торговые центры закрылись бы, какие-то могли бы превратиться в мертвые здания, стоять как гнилые зубы в центре города. Причем за рубежом подобное происходит. А у нас — нет. Владельцы понимают, что закрытие комплекса — огромный удар и по имиджу, и по отношению целевой аудитории».
Но поддерживало ли торговые центры во время самоизоляции государство?
— Нашим девелоперам кризисы обычно обходятся дороже, чем иностранцам, — говорит Олег Войцеховский. — Вот и в этот раз реальной госпомощи не было. Тем не менее, когда разрешили работать, мы стали обсуждать новые хорошие концепции. Становятся востребованными проекты, которые прорабатывались несколько лет назад. Например, появилось много концепций районных торговых центров. Казалось бы, понятны задачи районного центра: купить продукты, сходить в кафе. Но это не совсем так. Торговые центры в районах превращаются в центры общественные. Нашему обществу не хватает взаимодействия, общения, клубной атмосферы. Я не могу сказать, что с развитием торговых центров всё плохо — это вопрос креатива. Допустим, владельцы могут выпустить фирменное мороженое, которое посетители смогут обменять на баллы, заработанные при покупках в разных магазинах.
— В регионах торговые центры не получили поддержки от государства. А принимаемые законы, мягко говоря, мешали и владельцам торговых центров, и арендаторам, — говорит генеральный директор торгово-развлекательного комплекса в Ростове-на-Дону Дан Полонский. — Возможность получения господдержки была в исключительных случаях. Если даешь партнеру отсрочку арендной платы — добиться преференции было можно. Но если даешь не отсрочку, а скидку — помощь не получишь. У меня возникло ощущение, что органы, которые готовят подобные документы, совершенно не понимали и не понимают смысла и сути работы торговых центров как целой отрасли. Они создали конфликт между арендатором и арендодателем. А ведь именно долговременные партнерские отношения являются залогом успешного существования любого бизнеса.
Директор открывшегося меньше года назад торгового центра в Хабаровске Ксения Рагимова не скрывает: коронакризис чуть не погубил молодой бизнес.
— Население Хабаровска — 620 тысяч человек, в наш торговый центр до самоизоляции приходило по 1,2 миллиона посетителей в месяц. Но во время пандемии стало грустно. Наш торговый центр — самый крупный в городе, поэтому мы находились под особым вниманием. Я не знаю, как происходило в Москве и вообще в Центральном федеральном округе, но в нашем крае Роспотребнадзор не понимал, как себя вести. В итоге закрыли цивилизованные торговые комплексы, но в то же время спокойно работал крупный городской рынок, где не было ни масочного режима, ни соблюдения правил социальной дистанции.
В первые две недели после отмены самоизоляции количество посетителей торгового центра увеличилось на 30%. Но радость хабаровчан была недолгой: из-за смены власти в регионе работа заведения была остановлена. «Мы открылись 11 июня, проработали один день — и тут вышло новое постановление губернатора. На следующий день в три часа дня мы снова закрылись. В это время в торговом центре находилось 30 тысяч человек, всех мы попросили покинуть здание. Было очень неудобно перед людьми», -рассказывает Ксения Рагимова.
Вновь открыться удалось лишь через месяц, 12 августа. Сначала власти разрешили работать лишь кафе и ресторанам, потом — торговым предприятиям под федеральными брендами, и лишь в конце августа открылись кинотеатры.
Кстати, о последних. Опять же не без влияния пандемии в моду входят капсульные кинотеатры — уютные помещения на компанию от 2 до 30 человек. В небольших комнатах можно посмотреть и фильмы из многотысячной кинотеки (как классику, так и лицензионные премьеры), и своё кино (авторства частных мини-студий).
Да и вообще в продвинутых торговых центрах роль кинотеатров повышается — они превращаются в образовательные площадки. «Кино становится не только средством зарабатывания денег для владельцев торговых центров, но и инструментом объединения людей. Можно устраивать небольшие лекции перед фильмами, можно проводить в комфортных условиях собрания жителей района», — полагает Дан Полонский.
А вот премиальные рестораны из торговых центров уходят — спрос на них резко упал. Вернутся ли они через год-два или посетители массово перейдут на заведения общепита более низкого ценового уровня — вопрос. Для владельцев комплексов даже высокого ценового уровня главное не столько наличие пафосных заведений общепита, сколько посещаемость. Значит, они вряд ли станут препятствовать появлению на своей территории «народных» сетевых ресторанов.
Что касается принципиально новых тенденций — это неизбежность роста количества покупок в онлайне. Впрочем, при грамотном подходе онлайн- и офлайн-покупки друг другу не мешают, говорят эксперты. Поэтому стоит ожидать, что торговые центры, получив опыт в эпоху ограничительных мер, станут активно работать над концепцией виртуальных продаж.
Между тем бизнесмены по-прежнему ищут площадки под строительство торговых центров. Понятно, что не абы где, а на вылетных магистралях, рядом со станциями метро, в густонаселенных районах. Старые комплексы, морально устаревшие, подлежат реконструкции — или будут вынуждены закрыться. Конкуренция в этой сфере высочайшая — на радость нам, обычным посетителям.
Комментарии