Скорость экономического роста в регионах России с 2005 года коррелирует со сроком, в течение которого федеральные власти не осуществляют смену главы региона и силовых структур, но сама по себе несменяемость губернатора с высоким ростом ВРП не ассоциируется, предполагают в работе «Друг или враг? Эффект взаимодействия губернаторов и силовиков в экономическом росте регионов в 2005–2017 годах» Андрей Яковлев и Антон Айсин из ВШЭ. Реальная роль юстиции и силовых структур в инвестклимате РФ, несмотря на популярность темы в обществе, изучается экономистами относительно недавно.
Статья Андрея Яковлева и Антона Айсина из Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликована в журнале Russian Politics в конце 2019 года и представлена на семинаре ЦМАКП в феврале 2020 года (.pdf). В некотором упрощении основная задача исследования — определить возможность существования связей между частотой смены губернатора и руководства силовых структур с темпами экономического роста в регионе. Полученный результат контринтуитивен: более высокие темпы роста валового регионального продукта (ВРП) коррелировали в 2005–2017 годах с большим сроком сохранения своих постов губернаторами и силовиками, при этом эффект проявляется только в связке: несменяемые губернаторы, как правило, обеспечить высокие темпы роста ВРП не в состоянии.
Дизайн исследования связан в первую очередь с постоянно растущим интересом и экономистов, и специалистов в political science к реальным механизмам, влияющим на российский инвестклимат.
Несмотря на то что тема широко обсуждается в обществе не менее десятилетия, закрытость логики работы силовых структур, сильная политизированность и мифологизированность этой сферы делают влияние силовиков на инвестклимат «черным ящиком» для исследователей. Авторы ВШЭ констатируют, что после административной реформы 2001 года, объективного роста давления на региональные власти со стороны правоохранителей и юстиции (прокуратура, ФСБ, СКР, МВД), установления и развития системы KPI для региональных властей и переориентации центра на требования экономической успешности регионов влияние обобщенных силовиков на инвестклимат усилилось. В данном случае авторы исследовали, видимо, влияние на него самой закрытой части силовиков — местных подразделений Федеральной службы безопасности.
По их предположению, важным для инвесторов и для будущей динамики ВРП (ее рассматривают как среднюю за период) является сохранение правил игры — частая же смена глав региональных управлений ФСБ и губернаторов должна ассоциироваться с большей настороженностью инвесторов к региональным проектам.
Гипотеза в отношении большинства крупных регионов с высокими темпами роста (Андрей Яковлев и Антон Айсин предпочли исключить из статанализа Москву, Крым и Севастополь, Чечню и Ингушетию), необъяснимыми эффектом низкой базы, скорее, подтверждается. В среднем по выборке успешных регионов в 2005–2017 годах губернатор менялся 1,7 раза, глава УФСБ — 2,9 раза. В основном быстрый экономический рост ассоциируется с меньшей частотой смены глав региона и УФСБ, при этом связь между частой сменой губернатора и менее высоким экономическим ростом оказалась существенно слабее. Авторы предполагают, что обсуждаемый эффект может быть связан с тем, что «сработавшаяся» и более понятная для инвесторов в терминах формальных и неформальных правил игры конфигурация региональной власти и силовиков (они отнюдь не во всех случаях лояльны друг другу) является фактором экономического роста.
Вопрос о том, в какой степени Андрей Яковлев и Антон Айсин исследуют последствия сознательной политики федерального центра в этой сфере, а в какой — описывают неслучайный результат реализации всеми игроками своих целей, достаточно сложен. Но вопрос о том, как именно устроена эта игра, имеет прикладное значение и, возможно, значимое финансовое измерение. При этом при всей внешней провокационности темы для РФ аналогичные исследования в мире вполне рутинны: юстиция, правоприменение и практика работы спецслужб являются важной составляющей инвестклимата любой страны и повсеместно менее прозрачны, чем «гражданская» власть. При этом исследования этого рода полезны, видимо, в большой мере для самой федеральной власти — такого характера взаимосвязи прямо почти не обсуждаются при принятии политических решений даже на уровне гипотез, и объективный масштаб влияния таких решений на инвестклимат, по сути, остается неизвестным. Отметим, одной из составляющих пакета конституционных поправок 2020 года является почти необсуждаемая смена схемы назначения региональных прокуроров (они в этой работе не исследуются), также важной части аппарата юстиции, в публичном поле экономический эффект от этого решения не обсуждался в принципе.
Комментарии