В мае этого года президент РФ Владимир Путин поставил задачу перед Минсельхозом — увеличить экспорт к 2024 году. В министерстве предложили внести изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года: увеличить объем экспортной сельхозпродукции в 2,2 раза. При этом молочную и мясную продукцию планируется поставлять за рубеж объемом в 4,5 раза больше, чем в 2017 году. По оценке Минсельхоза, это принесет бюджету 45 млрд долларов.
По оценкам экспертов, достичь таких показателей можно только в ущерб внутреннему рынку. Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун отметил, что требуемый рост экспорта продовольствия опережает заложенный в программу прирост производства сельхозпродукции. Проще говоря — страна собирается продавать продуктов заграницу больше, чем может произвести. Единственный вариант выйти на предполагаемый объем экспорта — забрать часть продукции с внутреннего рынка. По словам Узуна, в этом случае россияне станут потреблять на 10% меньше. Отечественный покупатель в первую очередь столкнется с нехваткой мяса, особенно говядины, и молочки.
«Недоедим, но вывезем!», — прокомментировал Узун РБК ситуацию словами министра финансов Российской империи Ивана Вышнеградского.В свою очередь, экономический консультант Илья Строкин считает, что поставленная Путиным задача вряд ли будет выполнена из-за низких темпов прироста ВВП. По его мнению, решать задачу нужно не за счет повышения объема экспорта, а за счет увеличения добавленной стоимости продукции. Однако для этого необходима маркетинговая работа по продвижению отечественной продукции за рубежом. Правда, у России есть проблема с внешними рынками: российским сельхозпроизводителям сегодня доступны фактически только страны Юго-Восточной и Центральной Азии и Ближний Восток.
Ранее экономисты РАНХиГС и ЦЭФИР подсчитали, что из-за продуктового эмбарго россияне российские потребители ежегодно теряют 445 миллиардов рублей в ценах 2013 года. Однако, в Кремле заявили, что у российских контрсанкций есть не только минусы, но и плюсы, например, развитие собственных секторов экономики.
Комментарии