В громком уголовном деле о многомиллиардных хищениях в обанкротившемся банке «Пушкино» появились первые фигуранты. Как стало известно газете «Коммерсант», по ходатайству полицейского следствия Тверской райсуд Москвы арестовал нескольких участников преступной группы во главе с ее предполагаемым организатором.
Дело было возбуждено главным следственным управлением Главного управления МВД России по Московской области в октябре 2014 года по части 4 статьи 159.1 Уголовного кодекса РФ («Мошенничество в сфере кредитования»). Под стражу заключены предполагаемый организатор — кинопродюсер и бизнесмен Владимир Муров, а также два руководителя фиктивных фирм Андрей Гуляев и Владимир Поддубный. Отвечавшая в группе за финансовые операции Наталья Игнатова помещена под домашний арест, а с юриста Елены Кузнецовой, представлявшей интересы компаний Мурова, взята подписка о невыезде. Еще несколько менеджеров и владельцев банка «Пушкино» проходят по этому делу пока в качестве свидетелей, но их статус может измениться.
Лицензия у «Пушкино» была отозвана 30 сентября 2013 года, но еще в начале месяца у его клиентов-юрлиц возникли перебои в проведении платежей, а затем начались сложности и с возвратом вкладов гражданам. На тот момент для Агентства по страхованию вкладов отзыв лицензии у «Пушкино» с более чем 20 млрд рублей средств граждан стал крупнейшим страховым случаем. На выплаты вкладчикам ушло около 10% фонда страхования вкладов.
Как отмечает «Коммерсант», использованная Центробанком формулировка о вызвавшей неплатежеспособность банка «высокорискованной кредитной политике по размещению средств в низкокачественные активы» обычно подразумевает банальный вывод активов. На это же в сентябре 2013 года указывали и аналитики: в 2013-м на балансе «Пушкино» вместо части кредитов появились активы на солидную сумму, переданные в доверительное управление, а также долевые ценные бумаги (акции или паи ЗПИФов).
Расследование уголовного дела началось после обращения представителей АСВ в главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Разбираясь в финансовой документации банка, они, в частности, обнаружили, что из «Пушкино» под видом выдачи кредитов юридическим лицам похищались денежные средства. В общей сложности у банка насчитывалось более 80 проблемных кредитов. В ходе проведенной сотрудниками ГУЭБиПК проверки было установлено, что организатором схемы является 57-летний Владимир Муров, возглавляющий фирмы «Фининвест», «Руськапитал», «Инвесткино» и др. Известен этот человек и в кинематографических кругах. В частности, он продюсировал фильмы «Слова и музыка» и «Лавина».
По данным следствия, в 2011—2012 годах возглавляемые Андреем Гуляевым и Владимиром Поддубным фиктивные фирмы «Поисковик», «Карелцемент» и Столичная инвестиционная компания получили в банке «Пушкино» ничем не обеспеченные кредиты на 469 млн рублей. В дальнейшем похищенные деньги оказались на счетах фирм, подконтрольных Мурову. Пока удалось доказать причастность этой группы к получению трех заведомо невозвратных кредитов. По информации газеты, свою вину в инкриминируемых деяниях в той или иной степени признают все предполагаемые участники группировки.
По данным оперативников ГУЭБиПК, злоумышленники, скорее всего, проворачивали подобные махинации и в других финансовых структурах, в том числе и тех, у которых впоследствии также были отозваны лицензии. Сейчас эта информация проверяется. Правоохранители считают, что указания о выдаче заведомо невозвратных кредитов менеджерам банка «Пушкино» отдавал кто-то из его руководителей, но кто именно — пока не установлено. На момент отзыва лицензии основным владельцем «Пушкино» был адвокат Александр Добровинский. К нему контроль над банком перешел весной 2013 года от бизнесмена Алексея Алякина. Пост предправления кредитной организации на момент отзыва у нее лицензии занимал Кирилл Никулин.
Алякин накануне для комментариев был недоступен. Источник, близкий к бизнесмену, рассказал изданию, что для урегулирования задолженности и «повышения устойчивости» «Пушкино» Алякин внес в банк свое имущество и средства на сумму около 1,5 млрд рублей. При этом банк активно судился с кредиторами, которые не возвращали средства. Однако взыскать долги удавалось далеко не во всех случаях. Например, один из должников сделал себе харакири. По словам источника газеты, в рамках ранее проводившихся проверок оперативники несколько раз опрашивали Алякина, и он дал развернутые ответы на все поставленные перед ним вопросы.
В свою очередь Добровинский заявил «Коммерсанту», что новые акционеры еще летом 2013 года обнаружили в деятельности банка различные нарушения и обращались по этому поводу в правоохранительные органы, однако о принятых по ним решениях Добровинскому ничего неизвестно.
Комментарии