Начало осеннего делового и законодательного сезона уже в четвертый раз ознаменовалось проведением Московского финансового форума (МФФ). В списке участников весь костяк финансово-экономического блока правительства, а «гвоздь программы» первого дня — выступление премьер-министра Дмитрия Медведева. Почему-то он каждый раз не значится в программе форума, а о его участии становится известно в последний момент
«Весь такой внезапный» премьер говорил недолго и о глобальном. Впрочем, того требовала отнюдь не приземленная тема пленарной сессии — «Российская экономика: возможности для опережающего развития». Медведев признал, что с экономическим ростом «ситуация непростая, не самая благоприятная, это медицинский факт». Для российского правительства озвучить проблему — уже подвиг, для него типичнее оголтелый оптимизм. Пути решения премьер тоже назвал, и звучали эти идеи обнадеживающе. Но с теорией у наших властей дело обстоит лучше, чем с практикой.Правда, и сегодня без самопиара в речах членов правительства не обошлось. Медведев заявил, что, несмотря на большие риски — торговые войны, протекционизм, санкции, — мировые инвесторы проявляют интерес к российской экономике благодаря достигнутой стабильности и устойчивости (их обеспечил профицит бюджета, образовавшийся благодаря бюджетному правилу о сверхдоходах от нефти).
В кабмине понимают, что доверие бизнеса и инвесторов к российской экономике надо укреплять, что не может не вселять надежду. Медведев назвал пять шагов для увеличения частных вложений в экономику. Первое — реформа контроля и надзора, так называемая регуляторная гильотина. Второе — создание справедливых конкурентных условий. Третье — снижение административной нагрузки. Четвертое — продолжение работы по возвращению отечественного бизнеса в национальную юрисдикцию. Пятое — создание государственных гарантий для инвесторов. На последнем премьер остановился подробно. В осеннюю сессию Госдумы правительство должно согласовать и внести на рассмотрение соответствующий законопроект: по нему инвесторы смогут заключать с государством договор, который будет гарантировать бизнесу оговоренные условия работы независимо от изменений в российском законодательстве. «По оптимистичным расчетам, это позволит аккумулировать инвестиции на сумму 20 трлн рублей», — заметил глава кабмина.
Много говорилось о национальных целях развития, ведь главная из них касается как раз экономического роста — войти в пятерку быстроразвивающихся экономик. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который за исполнением нацпроектов следит с особой тщательностью, в них не особо верит. Он назвал их инновационными, но не прорывными. На критику болезненно отреагировал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов: «Все любят говорить о том, как все плохо!»
Подбодрил Силуанова министр экономического развития Максим Орешкин. Он заявил, что готов первым подписаться под проектом Минфина «О гарантированном пенсионном продукте» — новой системе пенсионных накоплений. «Готов перечислять часть зарплаты на долгосрочные сбережения», — сказал Орешкин.
К слову, от МФФ ждали презентации резонансного проекта ГПП. Об этом обмолвился ранее замминистра финансов Алексей Моисеев. Но пока представители Минфина ограничились раскрытием лишь нескольких деталей. Моисеев сообщил, что забрать накопленные сбережения из системы можно будет досрочно, но только в случае наступления сложной жизненной ситуации. Он также назвал условия для выхода из системы ГПП (а она будет исключительно добровольной): нужно будет заплатить подоходный налог с направленной на пенсионное накопление суммы. Для тех же, кто остается в системе, предоставляются налоговые вычеты на часть зарплаты (6%), которая идет на накопительную часть. Налоговыми послаблениями авторы проекта рассчитывают привлечь людей к дополнительным отчислениям с зарплат.
Комментарии