Европейские банки с каждым днем все больше боятся введения ограничений на движение капитала в России, что отражается на ставках операций с российской валютой. Они готовы переплачивать вдвое за возможность не связываться с российскими банками. Никакие заявления российских властей не могут их успокоить, считают банкиры.
Как стало известно на офшорном рынке рублей в последние дни заметно выросли ставки на FX SWAP (дифференциалы валютных свопов), рассказал «Газете.Ru» казначей «дочки» одного из иностранных банков в России. Такой механизм нерезиденты используют для операций по привлечению рублей (которые они обычно проводят как с российскими банками, так и друг с другом).
Из-за того, что европейские компании настороженно настроены к российской валюте, ставки колеблются в районе 19-20% (в то время как овернайт свопы – около 10,5%). «На прошлой неделе ставки росли по 3 п.п. за день – так было, например, в прошлую пятницу. Нерезиденты ожидают изменений, если точнее – ограниченной конвертации рубля в результате введения каких-либо ограничительных мер», — указывает источник «Газеты.Ru».
В среду суточная ставка MosPrime составляла 10,8% годовых. И по сути, такого расхождения с индикативной ставкой, которая отражает стоимость привлечения денег банками, рынок не помнит с 2008 года, отметил источник «Газеты.Ru» в иностранном банке и подтверждает еще один источник, знакомый с ситуацией на межбанковском рынке. «После кризиса 2008 года эти ставки всегда совпадали, либо были очень близки», — соглашается он.
Сейчас аналогичные операции по привлечению рублей на внутрироссийском рынке стоят почти в два раза дешевле, чем когда их проводят зарубежные контрагенты. «В нормальной ситуации разрыв между этими ставками минимален, — соглашается глава казначейства Металлинвестбанка Селим Агарзаев. – Дело в том, что при введении ограничений на движение капитала российские участники всегда смогут вернуть рубли, но не всегда валюту, с чем, как правило, связано расхождение свопов».
Если у банков отсутствуют лимиты друг на друга, то обычно связующую функцию выполняли крупнейшие банки страны – прежде всего Сбербанк и ВТБ. Однако сейчас у европейских организаций установлены жесткие лимиты на российских контрагентов, и участвовать в сделках с этими банками западные финансовые организации больше не могут. В свою очередь, это также толкает ставки свопов вверх. «ВТБ в данных операциях не участвует, — подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе банка. Получить комментарий Сбербанка на момент сдачи заметки не удалось. Несмотря на все заявления властей, иностранцы боятся введения контроля за движением капитала, т.е., что им не удастся снова обменять рубли на валюту, указывают банкиры.
«Это именно страх, что они не смогут с российским контрагентом осуществить сделку в результате возможных ограничений по капиталу. Европейские банки даже готовы переплачивать, лишь бы заключить сделку не с российской организацией, и не с российским организатором торгов Московской биржой», — комментирует ситуацию начальник казначейства крупного банка. Об отсутствии планов на введение капитальных ограничений ранее заявляли глава ЦБ Эльвира Набиуллина, президент Владимир Путин, а также ряд правительственных чиновников.
«Я слышал такие разговоры, меня это удивляет, — похоже на разговоры в 1999 году, когда не было ни компьютеров, одни пересуды. На самом деле, это смешно. Вы можете вспомнить хотя бы один случай, когда президент что-то обещает, прямо, несколько раз, а затем сразу нарушает свое слово?», — удивляется собеседник «Газеты.Ru» в Министерстве финансов. «Вновь повторю, мы не собираемся вводить ограничения на движение капитала», — заявил Путин в ноябре, выступая на саммите АТЭС в Пекине. По словам Эльвиры Набиуллиной, введение ограничений на свободное движение капитала не входит даже в стрессовый сценарий регулятора.
Комментарии