Прошлогодние темпы роста сегмента денежных переводов с карты на карту — 77% — в текущем году достигнуты не будут, считают эксперты Frank RG. Сейчас в России 56% всех платежных операций физлиц проходят в безналичной форме. По оценкам аналитиков, предельный уровень в этом сегменте — 65—70%.
«Мы осторожны в прогнозах, но есть серьезные факторы, которые могут срезать этот рост. Первый фактор — насыщенность рынка. Безналичные переводы не могут расти до бесконечности, они скоро выйдут на уровень плато. Вторая история — активность налоговой», — пояснил генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов. По его словам, ФНС существенно усилила свою IT-инфраструктуру для контроля над операциями граждан. «Если big data где-то работает, так это в налоговой», — заключает Грибанов.
В мае стало известно, что инспектора ФНС начали искать через соцсети тех, кто не доплачивает НДФЛ. Такой рейд, например, провели в Тверской области. Сотрудники налоговой провели контрольную закупку у кондитера, который продавал торты через Instagram. Из-за того, что пекарь не был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, от него потребовали декларацию о доходах за последние два года.
А в июне в Сети появились многочисленные сообщения, что якобы с 1 июля при переводе средств с карты на карту между физлицами информация об этом будет автоматически отправляться в налоговую или же с суммы перевода будет автоматически списываться налог в размере 13%.
По закону подобные переводы не облагаются НДФЛ, если это не плата за товары, услуги или работу. Однако зачастую подобные платежи направляются незарегистрированным предпринимателям. Еще с 2014 года ФНС имеет право получать у банков информацию о счетах физлица и любых операциях по ним. Правда, такой запрос можно сделать только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа.
«Налоговая недвусмысленно дает сигналы, что будет бороться с серыми схемами. И большой вопрос, до какого предела ФНС дойдет. Если налоговая будет бороться за каждый рубль, то следующая реакция населения — уход в кеш», — отмечает Грибанов.
По оценке Frank RG, 20—25% всех переводов физлиц с карты на карту на самом деле являются оплатой товаров и услуг малого бизнеса.Согласно данным Банка России, в 2017 году объем денежных переводов с использованием карт превысил 19 трлн рублей. Хотя речь идет об операциях, не связанных с оплатой товаров и услуг, такие трансакции все равно попадают в статистику — их нельзя отследить и исключить при подсчете. Кроме того, в показатель ЦБ включаются переводы, которые клиент делает самому себе, с одной карты на другую. Если исключить «двойной счет», но добавить переводы с использованием других платежных систем, итоговая цифра окажется чуть меньше, считают эксперты Frank RG. По их расчетам, в 2017 году объем российского сегмента p2p-переводов составил 13—14 трлн рублей. Этот показатель включает не только трансакции через банковские карты. Подобные услуги также предоставляют мобильные операторы, системы денежных переводов, сервисы электронных кошельков.
Комментарии