Доля доходов, которую россияне тратят на покупку еды, за последние полтора с лишним десятка лет уменьшилась более чем на треть. Жители нашей страны стали меньше есть? «Российская газета» спросила экспертов.
В 2000 году на покупку продуктов у среднестатистического гражданина уходила почти половина семейного бюджета — 47,6 процента. В 2016-м — чуть больше 32 процентов. Такие данные приводятся в новом сборнике Росстата «Россия в цифрах».
Специалисты, впрочем, не видят в таком раскладе ничего странного. «90-е годы были в России очень турбулентными: произошло заметное снижение доходов, высокий рост цен и уровень бедности был намного выше, чем сейчас, вспоминает Ольга Кузина, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ «Высшая школа экономики». Потом ситуация стала улучшаться. В 2013 году в рейтинге Всемирного банка Россия даже попала в число стран с высокими доходами. «Иными словами, если брать длинный отрезок времени — с 2000 по 2016 год, то можно с уверенностью сказать, что доходы россиян постоянно росли даже с учетом инфляции. А когда благосостояние граждан растет, доля продовольствия в структуре расходов всегда снижается и в целом происходит их перераспределение, — поясняет Кузина. — Денег в кошельках становится больше, люди имеют возможность покупать не только необходимый «продуктовый набор», но и, к примеру, автомобили, бытовую технику».
Многие магазины теперь заказывают услуги по распространению листовок, чтобы хоть как-то привлечь покупателей в магазины. То, что около трети своих доходов россияне тратят на покупку еды, укладывается в рамки среднемирового тренда. Хотя в странах Евросоюза этот показатель еще меньше, в среднем 15-20 процентов, замечает эксперт Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Владислав Гинько. Такое положение дел он, кстати, связывает не только с более благоприятной ситуацией в части доходов, но и с тем, что европейцы вынуждены выделять ощутимые суммы из личного бюджета на оплату более дорогих, чем в России услуг ЖКХ или на покупку бензина, который в Европе дороже, чем у нас.
Сейчас жители страны все еще вынуждены экономить. По результатам опроса Исследовательского холдинга «Ромир», выяснилось, что по-прежнему около трети граждан (31 процент) покупают более дешевые марки товаров. Почти неизменной — на уровне 28 процентов — осталась доля тех, кто составляет списки покупок и стремится неукоснительно им следовать. За год немного выросла и доля тех, что делает запасы впрок — с 16 до 20 процентов. Более всего за год увеличилась доля охотников за скидками и промо-акциями. Год назад об этот заявлял каждый четвертый покупатель, сегодня таковых больше трети.
Многие граждане продолжают компенсировать отсутствие достаточного количества денег в кошельке кредитами. По данным Национального бюро кредитных историй, в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го объем выданных потребительских займов увеличился на 38,4 процента, а их количеств — на 28,9 процента. Рост объема кредитов населению был выше в регионах с более высоким уровнем бедности, констатируют в новой версии мониторинга экономической ситуации эксперты РАНХиГС.
Между тем, в июне в России не было зафиксировано снижения реальных доходов населения. Если не учитывать начало 2017 года, когда они выросли на 8,2 процента из-за единовременной выплаты пенсионерам, доходы не снизились впервые с января 2016 года. Однако эксперты пока проявляют «осторожный оптимизм».
Комментарии